Многие исследователи и истоики до сих пор спорят о том, кто был первым изобретателем автомобиля. Одни считают, что это бельгийский учёный Фербист, другие называют великого физика Ньютона, кто-то вспоминает об артиллерийском капитане Кюньо. А в общей сложности на первенство претендуют около 400 авторов. Официально же "родителями" нынешнего автомобиля сегодня признаны два немецких изобретателя Бенц и Даймлер, которые независимости друг от друга почти одновременно построили и запатентовали "самодвижущиеся экипажи". Обо всех претендентах на "родительские права" даже вкратце рассказать не удастся. Познакомимся хотя бы с главными вехами, чтобы понятнее стало, когда и как началась автомобильная эра. Не будем вспоминать о сухопутных парусниках или педальных экипажах. Отталкиваясь от названия экипажа (напомним:"аутомоболис" - самодвижущийся), поговорим о настоящих автомобилях, то есть о тех, которые двигались не при помощи природных явлений или мускульной силы человека, а посредством расположенного на нём самом двигателя. Впервые тележка с паровым "двигателем" тронулась с места в 1678 году. К тому времени сила пара была уже известна и использовалась, в частности, в машинах-насосах для подачи воды и в фонтанах.Мессионер из Бельгии Фердинанд Фербист служил в те годы физиком и астрономом у китайского императора Канг-Хи. Его пытливый ум, возможность пользоваться императорской библиотекой и богатой мастерской позволяли учёному проводить самые разные опыты. Однажды он поставил нв четырёхосносную тележку маленький паровой котёл с топкой, а вырывающийся пар направил на турбинное колесо, связанное с парой колёс двумя шестернями. Пар вырывался из котла, толкал лопатки турбинного колеса, его ось через шестерни крутила ведущие колеса, и тележка ехала! Для поворота служило дополнительное пятое колесо, связанное с рамой при помощи шарнира. Длина всей конструкции была всего около 60 сантиметров. Конечно, говорить об этом изобретении, как об опыте автомобилестроения, не приходится. Но чрезвычайно важно то, что экипаж перемещался при помощи двигателя, устновленного на нём самом, да и топливо он вёз сам. Это был настоящий "аутомобилис". Фербист доказал саму возможность существования автомобилия. Интересно, что первый самодвижущийся экипаж был изготовлен в Китае и имел передний привод. А "служил" он ... обыкновенной игрушкой у сына китайского императора. Ещё один паровой экипаж придумал великий физик Исаак Ньютон. Экипаж должен был двигаться также при помощи пара, но не посредством шестеренчатой передачи к ведущим колесам, а под воздействием реактивной силы, возникающей при выходе пара из узкого сопла парового котла. Уже давно подсчитано, что для перемещения тележки с водителем потребовалось бы слишком много пара. Скорее всего, подобного экипажа не существовало, а были лишь эскизы с гениальной идеей, которая датируется 1680 годом. В 1770 году во Франции произошло по-настоящему эпохальное событие - появился на свет самый настоящий автомобиль с паровым двигателем. Его создатель - капитан французской армии Николя Жозеф Кюньо собирался использовать его в качестве тягача больших и тяжёлых артиллерийских орудий, которые весили по многу тонн, и лошади управлялись с ними с трудом. Паровик имел три колеса. Переднее было ведущим и управляющим, спереди был подвешен паровой котёл. Пар по трубопроводу поступал к двум рабочим цилиндрам. Поршни толкали шланги оригинального механизма, превращающего поступательное движение поршня во вращательное движенеие колеса. Запаса угля и воды хватало всего на 15 минут езды, затем приходилось снова нагревать котёл, поднимать давление пара и так далее. Сама паровая машина весила тонну, примерно столько же весил запас угля и воды да плюс телега... В общем, "моторная телега" получилась тяжёлой и неповоротливой. Одному справиться с ней было трудновато, поэтому ею управляли два человека. К сожалению, однажды и двое не справились с управлением, машина врезалась в угол дома, и котёл взорвался. Но, главное, этот паровик уже не в "игрушке", а по-настоящему доказал возможность передвижения больших паровых машин. Жозеф Кюньо был упрям и не остановился надостигнутом. Он переоборудовал свой паровик, конструкция стала более удачной. К сожалению, события во Франции тех лет отодвинули многие изобретения на задний план, и создание Кюньо так и не нашло применения, но зато дожило до сегодняшнего дня. Паровая телега хранится в Париже, в Национальном музее искусств и ремесел. На довольно продолжительный срок Франция оказалась в стороне от всеобщей автомобилизации (вернее, "паромобилизации", так как до бензиновых или электрических двигателей и дизелей было далековато). Реванш взяза Англия. Здесь было построено довольно большое количество паровиков с интересными конструкциями. И что интересно - почти все они были обращены "лицом к людям", то есть были, попросту говоря, пассажирскими. Интересна конструкция Ричарда Тревитика, который подвесил на массивную раму снизу паровую машину, сверху поместил обычную многоместную карету, а водителя посадил "на облучок". Но главным отличием от других были громадные ведущие колеса - 2,5 метра в диаметре. Сзади на специальной платформе стоял кочегар(по-французски - "шоффер"). В карете с определённым комфортом могло разместиться до10 человек. Вход был оборудован спереди за спиной водителя. Скорость экипаж имел просто "сумашедшую - до 8 км/ч - это скорость бегуна. Имеются сведения, что однажды паровая карета Тревитика развила скорость аж 16 км/ч. Год создания паровой кареты - 1803-й. Дальше - больше... Появлялись все более совершенные омнимбусы(автобусы) и дилижансы. Например, Уолтер Хэнкок выпустил на дороги Англии сразу несколько паровых дилижансов. На рисунке - одно из первых его творений. Если внимательно рассмотреть компоновку, то можно заметить зачатки сегодняшних "автобусных" конструкторских решений. Водитель сидит спереди на возвышении, здесь же и накопительная площадка, есть уже и комфортабельный салон. Паровая машина с топкой помещена сзади. Вот только тормозить водитель не мог. На задней площадке стоял специальный "мальчик" с бицепсами, и при сигнале водителя "тормозить" при помощи здоровенного рычага прижимал тормозные колодки к желкным ободам здних колёс. Скорость "Отопси" (так называл свой паровик Хэнкок) была выше 20 км/ч, и это был уже реальный конкурент гужевым дилижансам, тем более что Хэнкок создавал свои механические творения одно за другим... Как вы думаете, сколько лет полному приводу? Наши историки считают - около 100 лет. А как же быть с двумя друзьями - шотландцами Берсталлом и Хиллом? У них не было цели создать внедорожни. Просто они правильно решили, что если использовать для сцепления ведущих колёс с дорогой весь вес дилижанса, то он будет двигаться и быстрее и безопаснее. Сказано-сделано! А случилось это чуть более 170 лет назад. Самым сложным и представительным был пассажирский паровой дилижанс изобретателя Голдсуорси Герни. Кузов имел основную карету и верхние места для сидения. От непогоды были спрятаны всего 6 пассажиров, а 12 вкушали все прелести междугородного движения при проливном дожде на открытых местах. Почти два года паровик Генри экплуатировался в Лондоне, а затем на перегоне Лондон - Бат протяжённостью около 170 километров. Были аварии, и несчастые случаи. Однажды водитель не поставил дилижанс на ручной тормоз в гористой местности, и тот тронулся, прижав к скале одного из пассажиров. В результате судебного разбирательства водитель получил наказание. Так что у дорожно - транспортных проишествий давняя история. Генри широко развернул свою деятельность. В его мастерских было выпущено несколько десятков шести-, четырнадцати- и восемнацатиместных паровых омнимбусов и дилижансов. Самый большой развивал скорость до 25 км/ч. По нашим меркам - это даже не скорость! Но если представить себе булыжную мостовую, колеса, обитые стальным обручем, полное отсутсвие подвески и огромнй вес самого дилижанса вместе с паровой машинойи пассажирами, станет ясно - здесь "не до жиру, быть бы живу"... И вновь воспряла Франция.Большая семья Болле проживала в местечке Леман и занимались литьём колоколов. Младший Болле очень увлекался техникой, и именно ему принадлежит первый семейный паровик с именем "Послушная". Машина имела массу технических новшеств и просто гениальных конструкторских решений, да и внешне напоминала современный автобус: ярко выраженные колёсные арки, крыша во всю длину, чисто "автобусные" борта, вагонная компоновка. Это был прообраз современного небольшого автобуса, а появился он больше ста лет назад(1873г.). К счастью, "Послушная" сохранилась до наших дней. Затем последовали ещё более грамотные конструкции, а самый большой паровик с именем "Мари-Анне" был изготовлен в 1879 году. Паровая машина была так велика, что для угля пришлось прицепить специальный тендер. Интересно, что у прицепа колеса также были ведущими. Использовался паровик "Мари-Анне" в качестве тягача при транспортировке особо тяжёлых грузов. 19 век близился к концу. Уже изобретены аккумуляторная батарея, электро- и газовый двигатель. Автомобиль теперь изобретают и зп океаном. Патенты сыплются как из рога изобилия, но никак ещё не родится то, что мы могли бы назвать автомобилем в современном смысле этого слова,- многогранное транспортное средство, сопсобное выполнять самые разные задачи при минимально возможных затратах. И вот 1876 год - год патентования принципиально нового, небольшого по размеру двигателя внутреннего сгорания. После некоторых оспариваний авторства изобретателем его признан немец Николай - Аугуст Отто. Предложенный им принцип используется сегодня практически всюду (за исключением дизеля). Вспомним, к этому времени был уже накоплен богатый опыт изготовления рам и кузовов(вспомни кареты), теперь появился соответствующий относительно лёгкий двигатель. Так что рождение настоящего автомобиля было уже предопределено техническим развитием. Речь шла лишь о нескольких годах. Они пролетели незаметно. В 1885-1886 годах немцами Карлом Бенцом и Готтлибом Даймлером независимо друг от друга бали изготовлены опытные образцы работоспособных авттомобилей с двигателями нового типа. Вот именно с этих образцов и начинается "официальная" история автомобиля. Что это - рекламный трюк в последующем концерна "Даймлер-Бенц" или действительно до появления бензинового двигателя не было настоящих "аутомобилис"? Пусть каждый автолюбитель решает этот вопрос для себя сам.